?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

В эссе излагаются как сведения, взятые из литературы, так и мои собственные соображения, неоригинальный текст нужно будет разместить в Википедии.

«Плавание святого Брендана» (далее ПСБ) - одно из самых известных произведений средневековой ирландской литературы (библиографию книг, которые я не читал, см. Райт 1988, с.330), сведения о нем см.  http://ru.wikipedia.org/wiki/Брендан . Латинское сочинение, как считается, написано в первой половине X века (Диллон, Чедвик 2002, с.243). Его герой, ирландский святой Брендан, жил в VI веке и, согласно «Анналам Ульстера», скончался в 564 или 565 году (Диллон, Чедвик 2002, с.244). Он умер на 93-м (Горелов 2002, с.102) или 96-м году жизни (Горелов 2002, с.89). Путешествие описано также в более позднем «Житии Брендана» (Горелов 2002, с.79-89) и эпизоде из старофранцузской поэмы 1248 г. «Зеркало мира» (Райт 1988, с.103, 347). Считается, что эпизоды истории св. Брендана во многом зависят от арабских легенд (Райт 1988, с.340).

Фантастичность известий приводит к тому, что существуют различные подходы к их интерпретации. С давних пор сложилось мнение, что Брендан плавал на запад, т.е. к Америке либо даже в саму Америку. На глобусе Мартина Бехайма (1492) был изображен остров Св.Брандана в Атлантическом океане, его путешествие датировано 565 годом (Галич 1990, с.19). Нора Чедвик отмечает лишь, что он плавал на запад (Диллон, Чедвик 2002, с.244, 246).

Дж.К.Райт в книге «Географические представления в эпоху крестовых походов» (1925, рус.пер.1988) указывает, что скитания происходили «в фантастических морях, лежащих к западу и северо-западу от Ирландии» (Райт 1988, с.76). Райт находит упоминания о бурной морской погоде в Северной Атлантике (Райт 1988, с.164), истолковывает рассказ о высоком столбе из прозрачного стекла, который увидели путешественники, как встречу с айсбергами (Райт 1988, с.180-181), упоминание огнедышащих островов – как информацию о вулканах Исландии (Райт 1988, с.202-203), остров, изобилующий овцами – как один из Фарёрских (Райт 1988, с.309-310). Таким образом, речь должна идти скорее о севере, нежели о западе. Немецкий ученый Зельмер в 1959 г. предположил, что святой посетил побережье Балтийского моря, откуда якобы произошло название Бранденбург (Райт 1988, с.330)

А. Я. Гуревич в предисловии к русскому изданию книги Райта крайне скептически, можно даже сказать, с высокомерием ученого по отношению к дилетантам оценивает все попытки какой-либо локализации (Райт 1988, с.6), считая, что все рассказы «Плавания» - чисто литературный вымысел, и естественнонаучную основу искать в них бесполезно.

ПСБ начинается с рассказа св. Баринта Брендану (Горелов 2002, с.31-34) о том, что первый из Ирландии плавал на остров, где жил его ученик Мернох с монахами, а с того – на другой остров, названный «Земля, святым обетованная». Направление плавания в первом случае вовсе не указано, а во втором – сказано, что плавание началось с восточного берега острова Мерноха, а с восточного берега естественно плыть на восток. Нора Чедвик (см. выше) по неясным мне причинам, пересказывая тот же текст, говорит, что плавал Баринт на запад.

В тексте ПСБ даны следующие указания на направления и продолжительность плавания самого Брендана и его спутников:

* На восток, к острову монаха Энда (№ 1) (с.35), где пробыли 3 дня и 3 ночи.

* В сторону летнего солнцестояния (с.36).

* По истечении 14 дней плавания по ветру и еще 14 на веслах на севере они видят остров с отвесными стенами (№ 2), на третий день обнаруживают гавань (с.37).

* 3 дня они пребывают на острове, после чего отплывают в неуказанном направлении (с.40).

* На следующий остров (с овцами, № 3) они прибывают в Великий четверг и остаются там до Великой субботы (с.40-41)

* На ближайшем острове они отмечают Пасху и служат утром мессу, остров (№ 4) оказывается огромной рыбой Асконтием и исчезает, они возвращаются на остров № 3 (с.42).

* С этого острова они видят на востоке остров № 5 и плывя вдоль него на юг, видят реку и пристают в миле от ее истока, в тот же день Пасхи, но ближе к вечеру (с.43)

* До праздника Пятидесятницы они пребывают у источника, где птица-ангел дает им инструкции. Затем они отплывают в неуказанном направлении (с.47).

* Три месяца они плывут по океану, после чего видят остров (№ 6), около него плывут 40 дней и еще 3 дня, после чего обнаруживают гавань (с.47). Там они встречают 24 монахов монастыря св. Албея. На этом острове они проводят время от Рождества до Богоявления.

* Они плывут по океану до начала 40-дневного поста (т.н. Великого), после чего обнаруживают остров, где находят травы, коренья и рыбу (с.53). Запасшись постной пищей, они отплывают на север.

* Ветер стихает, и на протяжении 20 дней они «плывут по кругу» (с.54). Затем поднимается западный ветер, и они (плывя на восток), встречают остров № 3, где ранее провели Страстной четверг (день Тайной вечери).

* Там они проводят время от Страстного четверга до субботы (с.55), Пасху отмечают на острове № 4, а затем на острове № 5 (Птичий рай). Птица-ангел, как и год назад (с.46, 56), дает им инструкции: «Бог предназначил вам четыре места для четырех периодов времени до тех пор, пока не истекут семь лет вашего паломничества, а именно: Страстной Четверг – на острове с тем человеком, который будет встречать вас каждый год; Пасху – на спине у огромного зверя; с нами – пасхальные праздники до Пятидесятницы; с последователями Албея справите Рождество Господне».

* После Пятидесятницы они отплывают и плывут 40 дней, после чего видят чудовище, а затем и второе, которое разрывает первое (с.57). Сразу после этого они высаживаются на острове (№ 7), где живут три месяца, питаясь мясом чудовища, после чего отплывают на север (с.59).

* Они высаживаются на «плоский остров», где видят три хора. Там остается один из спутников (с.60-62).

* Птица приносит ветку с плодами (с.62). Они видят остров (№ 8), где растут эти плоды, высаживаются там и 40 дней питаются ягодами, травами и кореньями (с.63). После этого птица побеждает прилетевшего грифа.

* Через несколько дней они видят остров последователей Албея и празднуют там Рождество (с.64).

* На праздник св. Петра они видят через прозрачную воду «зверей разного рода, лежащих на песке … они напоминали людей на кругу – каждый касался головой позади лежащего» (с.64).

* Они видят колонну выше неба, которую покрывает крупная сеть (с.65).

* От колонны в течение 8 дней они движутся на север и видят остров (№ 9), покрытый камнями и металлическим шлаком (с.67). Обитатели острова пытаются кидать в них огромные куски руды, но те спасаются.

* Они видят гору цвета угля, там оставляют одного из монахов, которого забирают демоны (с.69), и ветер несет их на юг в течение 7 дней.

* Они видят скалу в море и сидящего на ней Иуду, которого они временно избавляют от демонов (с.69-70).

* Они опять плывут на юг и видят маленький остров отшельника Павла (с.73). Павел рассказывает свою историю (с.73-75) и указывает, что до Великой субботы осталось 40 дней.

* Они плывут на юг и в течение 40-дневного поста питаются только водой (с.75).

* Они прибывают к острову № 3, затем служат мессу на спине чудовища, и то доставляет их к острову птиц. На острове № 3 они запасаются пропитанием на 40 дней (с.76).

* В течение 40 дней они плывут на восток. Пристав к берегу, они видят широкую равнину. По ней они идут 40 дней, причем за все это время их ни разу не заставала ночь (с.77).

* Там их встречает отрок, который сообщает, что это и есть Обетованная земля. После чего Брендан со спутниками возвращается на родину.

Числа в тексте, как правило, несут некий смысл (24, 40), хотя ввиду того, что сакральных чисел много, указать на конкретный эквивалент сложно. Так, когда родился св. Брендан, корова принесла сразу 30 телят (Рисы 1999, с.255); по другому варианту, отелились сразу 30 коров (Горелов 2002, с.79), и их подарили младенцу. Спутников Брендана было 14 (вместе с ним 15), затем к ним присоединились еще три, но всех трех оставили на различных островах (с.52).

Итак, в ПСБ дается множество указаний на направление, в которых сложно четко разобраться. Это показательно на фоне многих других ирландских текстов о плавании на чудесные острова (например, «Плавание Брана», «Плавание лодки трех сыновей Коналла», «Жития Брендана»), где какие-либо указания направления плавания отсутствуют. В «Плавании клириков св. Колумбана» они направляются на северо-восток (Горелов 2002, с.145).

В ПСБ 5 раз упомянуто движение на восток, 4 раза – на север, трижды подряд – на юг, ни разу – на запад. Таким образом, тенденция ясна. Прежде чем изложить наши тезисы, полезно взглянуть на раннесредневековые карты (см., например, Чекин 1999). Для современного человека более уместно называть их схемами. Они обычно имеют форму круга, океан изображен как полоса по их краю (как на щите Ахилла – Илиада XVIII 608). Как правило, они ориентированы так, что верхняя половина – это Азия, нижняя левая четверть – Европа, нижняя правая четверть – Африка. Таким образом, источником для фантазий о плавании на запад такие карты никоим способом стать не могли. Между тем на таких картах, хотя и редко упоминалась Ирландия, но почти всегда указывался Рай, который находился на Востоке (Райт, с.235), т.е. на верху карты. При этом карты настолько малы, что они скорее мешают представить известные в то время данные о размерах Земли.

Космологический и календарный смысл путешествия Брендана достаточно очевиден. Святого и его спутников вовсе не носит туда-сюда по Атлантическому океану, на самом деле они каждый год плавают вокруг круга земель, и именно этим объясняется, что каждый год в день церковных праздников они оказываются на одном и том же острове (при средневековом единстве времени и места весна должна соответствовать востоку, лето - югу, осень – западу, зима - северу), и повторяется это путешествие семь раз. Но Пасха – праздник переходящий. Поэтому и нужно отмечать ее на спине кита, ибо кит каждый год может по божьей воле перемещаться. Острова, где есть только травы, коренья и рыба, указывают своим местом на время поста. Конечно, речь не идёт о точных указаниях и расчётах, а лишь об иллюстрации общей идеи таких соответствий. Звери, которых они видят на песке – видимо, знаки зодиака.

Земля, видимо, предполагается плоской, а колонна – один из поддерживающих ее столбов. Однако один из вариантов легенды упоминает, что Брендан прочитал в книге о существовании под землей другого мира, где день соответствует нашей ночи. В раздражении Брендан сжег книгу, и Бог обрек его на девятилетнее странствование по морям (Райт 1988, с.148). И тут путешествие связывается с астрономическими познаниями.

Предлагаемая интерпретация полностью соответствует тому, что текст повествует прежде всего о поисках Рая. В архаических текстах вроде «Плавания Брана» Иной мир локализован лишь в общих чертах: «где-то за морем», для ирландцев иным миром часто считалась соседняя Британия, и наоборот – в валлийских мифах Ирландия выступает как Иной мир. Христианская же картина мира давала определенные мотивы для кельтской фантазии :)

Буду рад замечаниям читателей.

 

Источники и литература:

* Галич 1990 = Галич М. История доколумбовой Америки. М., 1990.

* Горелов 2002 = Плавание святого Брендана. СПб, 2002. С.31-78.

* Диллон, Чедвик 2002 = Диллон М., Чедвик Н.К. Кельтские королевства. СПб, 2002.

* Райт 1988 = Райт Дж.К. Географические представления в эпоху крестовых походов. М., 1988.

* Чекин 1999 = Чекин Л.С. Картография христианского средневековья VIII-XIII вв. М., 1999.

Comments

( 3 комментария — Оставить комментарий )
lvova
23 июн, 2008 14:38 (UTC)
Ох... А можно попросить этот красивый шрифт и выделение жирным убрать? Пожалуйста? :) Потому как мне тема интересна, две книги из пяти я читала, но осилить так оформленный текст - увольте,не могу :)
hanuman_li_tosh
24 июн, 2008 06:48 (UTC)
Так лучше? Или шрифт слишком крупный? Прошу прощения, я пока только начал разбираться с особенностями форматирования в ЖЖ.
lvova
24 июн, 2008 07:18 (UTC)
Ну, в целом, тут можно просто писать, ничего не форматируя :)
Да, вроде, так лучше...
Всё хорошо, но про иной мир - полный орисс ;) А как же слова о Авалоне?
( 3 комментария — Оставить комментарий )

Profile

hanuman_li_tosh
hanuman_li_tosh

Latest Month

Март 2014
Вс Пн Вт Ср Чт Пт Сб
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031     

Page Summary

Разработано LiveJournal.com
Designed by Tiffany Chow